Оптический и электронный видоискатели: различия и преимущества

Февраль 14, 2019 Советы начинающим

Видоискатель — важная деталь фотоаппарата, отвечающая за комфортное визирование и точную компоновку будущих кадров. В современных фотокамерах встречаются два принципиально разных класса видоискателей — оптические (используются в зеркалках) и цифровые (в компактах и беззеркалках). Они отличаются не только техническим принципом работы; у каждого из них есть свои особенности и нюансы, о которых мы и расскажем в этой статье.

видоискатель photo

Оптический видоискатель

Оптический видоискатель (OVF — Optical Viewfinder) встречается в зеркальных камерах. Суть зеркалки в том, что посредством системы зеркал, призмы и линз свет, идущий через объектив, попадает в видоискатель. Фотограф видит то же, что и объектив фотоаппарата. А в момент съёмки зеркало, направляющее свет в видоискатель, поднимается, и объектив проецирует изображение уже на сенсор фотокамеры.

Конструкция видоискателя Nikon D850

Конструкция видоискателя Nikon D850

Заглянув в оптический видоискатель, мы увидим примерно такую картину. Внизу выводятся основные параметры съёмки.

Заглянув в оптический видоискатель, мы увидим примерно такую картину. Внизу выводятся основные параметры съёмки.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 64, F2.8, 1/80 с, 60.0 мм экв.

Оптический видоискатель перекочевал в современную фототехнику из полностью механических плёночных фотокамер. Для его работы почти не требуется электроэнергия (она нужна только для подсветки выводимой съёмочной информации). Это одно из важнейших достоинств таких видоискателей.

Благодаря тому, что во время визирования не расходуется батарея, зеркальные фотоаппараты могут проработать на одном заряде достаточно долго.

В связке с оптическим видоискателем используется отдельный чувствительный модуль фазового автофокуса. Именно благодаря фазовому автофокусу зеркальные фотокамеры фокусируются быстро и точно в любых условиях освещения. Чувствительность центральной точки автофокуса Nikon D850 составляет −4 EV, что сравнимо с уровнем освещённости в лунную ночь за городом. Но есть и ограничения, связанные с использованием отдельного модуля автофокуса — невозможность покрытия точками фокусировки всей площади кадра и вероятность возникновения бэк- и фронтфокуса. В беззеркальных аппаратах, где датчики фазовой фокусировки размещены прямо на матрице, таких проблем нет.

Для динамичных репортажных съёмок важен ещё один плюс оптического видоискателя. Отсутствие электронных компонентов в конструкции исключает задержку в передаче картинки из-за их несовершенства — изображение в видоискатель передаётся в прямом смысле со скоростью света!

Отдельный модуль фазовой фокусировки

Отдельный модуль фазовой фокусировки

Расположение точек фазового автофокуса в Nikon D850

Расположение точек фазового автофокуса в Nikon D850

Но есть нюансы. В оптическом видоискателе мы видим изображение «как в жизни», а не то, которое окажется в итоге на фото. Не получится увидеть картинку той же яркости и визуально оценить корректность введённых настроек экспозиции и баланса белого. Для опытного фотографа это не является проблемой, так как он умеет пользоваться шкалой экспонометра и хорошо знаком с особенностями работы своей камеры. А вот у новичка это, скорее всего, вызовет затруднения: снимки могут получаться темнее или светлее, чем он рассчитывал, глядя в видоискатель.

Здесь же отметим, что в силу технических ограничений в оптический видоискатель не получится вывести всю съёмочную информацию, как это делается на экране фотоаппарата. Для вывода информации о параметрах съёмки предусмотрена специальная строка внизу. Для показа же дополнительных обозначений непосредственно поверх изображения видоискатель дополняют специальным ЖК-дисплеем, который показывает сетку кадрирования, выбранные точки фокусировки и так далее. Информации достаточно для комфортной съёмки, но электронные видоискатели в этом плане шагнули значительно дальше.

В зеркальных камерах начального уровня в видоискателе показывается 95−98% от площади изображения. То есть самые крайние участки кадра мы не увидим. Это может доставить хлопот лишь в том случае, когда нужно очень плотно скомпоновать кадр, не допуская на границах появления лишних деталей (задача крайне редкая). В фотоаппаратах профессионального уровня покрытие видоискателя составляет 100%, мы видим всю площадь кадра, ничего не обрезается.

Оптические видоискатели современных камер отличаются от тех, что использовались в эру ручного фокуса: их фокусировочные экраны имеют слабое и мелкое матирование. Через такой видоискатель удобно строить кадр, но сложно сфокусироваться вручную с высокой точностью. Выходом могут служить сменные фокусировочные экраны, однако не все камеры такую возможность поддерживают.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 450, F3, 1/400 с, 90.0 мм экв.

Незначительное количество света, попавшего внутрь камеры через видоискатель во время съёмки, в некоторых случаях может спровоцировать засветки на изображении или неточную работу замера экспозиции. Особенно это касается работы с длинными выдержками. Такое случается нечасто и обычно по вине фотографа, если, например, во время ночной съёмки светить фонариком в глазок видоискателя. От таких засветок легко защититься: на видоискателях продвинутых фотоаппаратов есть специальные шторки, чтобы можно было закрыть окуляр на время съёмки. Если в вашем аппарате такой шторки нет, видоискатель можно прикрыть рукой.

Современная зеркальная фотокамера немыслима без режима Live View и возможностей съёмки видео. И тут кроется ещё одна особенность. При съёмке с визированием через Live View задействована иная система фокусировки, отличается интерфейс, появляются другие возможности и ограничения съёмки. У нас как бы две камеры в одной — с оптическим видоискателем и с экраном Live View. Например, в Live View можно выбрать точку фокусировки в любом месте, даже вплотную к краям кадра, но скорость фокусировки будет ниже, чем при работе через видоискатель. Такая разная функциональность требует привыкания, но даёт при этом определённые выгоды — можно выбирать, с какой из двух систем работать. У беззеркалок же при съёмке с визированием как через электронный видоискатель, так и через экран, камера будет вести себя одинаково и предлагать одни и те же возможности. Поэтому зеркалки до сих пор имеют довольно значительные преимущества перед более технологичными беззеркалками.

Электронный видоискатель

Электронный видоискатель (EVF — Electronic Viewfinder) встречается в беззеркальных и компактных фотоаппаратах. Современные технологии позволяют убрать из камеры зеркала и призмы, необходимые для работы оптического видоискателя, и передавать картинку как на экран, так и в видоискатель аппарата посредством электронного сигнала. Такая конструкция позволяет сделать камеру более компактной и открывает новые возможности для фотографа.

По сути, электронный видоискатель — это небольшой дисплей с необычайно высоким разрешением и плотностью пикселей.

Электронный видоискатель Nikon Z 7 снаружи

Электронный видоискатель Nikon Z 7 снаружи

Электронный видоискатель Nikon Z 7 внутри

Электронный видоискатель Nikon Z 7 внутри

Отметим, что за последние годы электронные видоискатели значительно улучшились; изображение в них стало детализированнее, живее, а картинка перестала тормозить. Если вы пробовали снимать беззеркалками лет пять назад, и вам не понравился их электронный видоискатель, протестируйте современные фотоаппараты. Они оснащены видоискателем с очень высоким разрешением. Это означает, что изображение, выводимое в видоискатель, будет более детализированным, чем на дисплее камеры, резким, а отдельные пиксели не будут заметны. Кроме того, видоискатель новинок практически не имеет «лага» — картинка показывается без задержек. Да и при съёмке со слабым освещением, как и при работе на высоких ISO, не возникает помех, цифрового шума, изображение остаётся живым, резким, ярким.

NIKON Z 7 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 31, F14, 5 с, 50.0 мм экв.

Тот факт, что изображение передаётся в видоискатель уже в электронном виде, несёт в себе массу плюсов. Мы видим картинку той яркости и с теми цветами, с какими она будет на готовом фото. Можно гораздо точнее настроить экспозицию и баланс белого, не придётся делать множество пробных кадров. Идеально настроенная экспозиция — это экономия времени на этапе постобработки, более высокое качество снимков, отсутствие на фото пересвеченных пятен и провалов в чёрное.

Важно отметить, что для работы с импульсными источниками освещения всегда можно отключить имитацию экспозиции в электронном видоискателе.

К тому же, в электронный видоискатель можно вывести любые вспомогательные инструменты, например, гистограмму или электронный уровень. Можно работать с фокус-пикингом при ручной фокусировке — это один из самых удобных инструментов ручной фокусировки на сегодня!

Сюда же отнесём и более наглядную работу с глубиной резкости и боке. В оптическом видоискателе подчас сложно оценить, что будет резким на итоговом фото, а что размоется. С электронным видоискателем такой проблемы нет. Особенно удобно работать с репетиром диафрагмы: в оптическом видоискателе он даёт сильное затемнение картинки, а в электронном яркость остаётся на том же уровне.

В электронный видоискатель Nikon Z 7 могут быть выведены любые вспомогательные инструменты. К примеру, электронный уровень.

Ещё один плюс электронного видоискателя — возможность просматривать готовый материал и осуществлять навигацию в меню фотокамеры на ярком солнце. Изображение в видоискателе защищено от солнечных бликов.

Что до быстроты съёмки и скорости автофокуса, то здесь беззеркалка с электронным видоискателем тоже может предложить новые возможности. У зеркального аппарата при серийной съёмке всегда есть так называемый блэкаут — в видоискателе ничего не видно в тот момент, когда зеркало поднимается и открывается механический затвор. Поэтому во время серийной съёмки в оптическом видоискателе картинка то пропадает, то появляется. И пропадает она не только для фотографа, которому от этого сложнее скомпоновать кадр, но и для модуля автофокуса, который не работает, пока зеркало поднято. Современные беззеркалки позволяют избавиться от блэкаута, не гася изображение в видоискателе даже во время съёмки — картинка может «замирать» на мгновение (а в некоторых моделях и этого не происходит!), но не «моргает». Это, как минимум, повышает комфорт съёмки.

С использованием электронного видоискателя связаны и новые возможности автофокуса. Теперь мы можем фокусироваться в любой точке кадра. Этому способствуют сотни точек фазовой фокусировки, распределённые по всей площади кадра. Сюда же отнесём фокусировку с распознаванием лиц. В грядущих же обновлениях прошивок Nikon разработчики обещают добавить и фокусировку по глазам.

Но есть и минус — на съёмку с электронным видоискателем затрачивается много энергии, даже больше, чем при визировании по дисплею. Это связано с тем, что при просчитывании картинки столь высокого разрешения, какая нужна для показа в видоискателе, процессор камеры сильно нагружается. От этого беззеркальные камеры в среднем меньше работают на одном заряде аккумулятора. Но технологии не стоят на месте, энергопотребление современных беззеркалок оптимизировано отлично, и разница во времени работы по сравнению с зеркалками не такая уж большая. Особенно, если грамотно настроить энергопотребление камеры.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 1/10 с, 18.0 мм экв.

Какой же видоискатель лучше — оптический или электронный? Вопрос дискуссионный. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, однозначного победителя здесь нет, всё зависит от вашего стиля съёмки, задач. Если оптический видоискатель — это проверенная временем классика, надёжная и знакомая почти каждому фотографу, то электронный видоискатель — вещь сравнительно новая, которая от поколения к поколению становится всё совершеннее. Спорт и серьёзные репортажные съёмки пока остаются за оптическими видоискателями, всё же скорость работы и цепкость фазового автофокуса в этих направлениях очень важна. А вот для художественной или студийной съёмки электронный видоискатель может оказаться заметно более удобным инструментом.

В конечном счёте, какой бы тип видоискателя вы ни выбрали, результат съёмки будет зависеть прежде всего от мастерства и вдохновения фотографа.

Взято с prophotos.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Посетители сайта