Почему фотографии получаются темными и бледными

почему фотографии на зеркалку получаются темными?

— Я всю жизнь фотографировал на мыльницы, решил купить новый фотоаппарат. По отзывам в интернете подобрал себе (без)зеркалку фирмы *** за 30.000 рублей. После первых снимков жутко разочаровался — фотографии получаются тусклые и нерезкие. Старая мыльница снимла лучше. Может быть, я что-то делаю не так? Или нужно покупать профессиональную технику за 100.000 рублей, чтобы получать хорошее качество фотографий?

Недовольный фотолюбитель

Подобные письма, комментарии и отзывы о технике на других сайтах мне приходится читать не то что регулярно, но иногда они встречаются. Попробую войти в положение «обманутых» фотолюбителей и спокойно объяснить, в чем кроется причина их проблем.

В основном на «тусклость», «блеклость», «рыхлость» картинки жалуются люди, купившие зеркалку после того как долгое время снимали на компактный фотоаппарат. Иногда даже присылали тестовые фотографии одного и того же объекта с жалобой — «мой старенький дешевый Самсунг снимал гораздо ярче, чем новый зеркальный Никон». Один раз даже прислали две фотографии красного ковра в упор со вспышкой — на мыльницу (яркую и цветастую) и на зеркалку (тусклую и унылую) 🙂

Чтобы лучше понять суть проблемы, приведу пару любительских фотографий. Они были сделаны примерно в равных условиях но с итервалом в 1 год — как раз в этот год я перешел с мыльницы на зеркалку.

Ниже приведены две фотографии, сделанные в одинаковых условиях (солнечный день), но на разные фотоаппараты — на мыльницу и на зеркалку.

Фото на мыльницу

Почему фотографии получаются темными и бледными

Фото на зеркалку

Почему фотографии получаются темными и бледными

Оба кадра были сняты в авторежиме, но разница буквально бросается в глаза! Мыльница дала гораздо более насыщенные цвета — даже слишком насыщенные, тем не менее, многим импонирует именно такая цветопередача. Сменив мыльницу на зеркалку в надежде получать еще более красивые и красочные фотографии такие фотолюбители часто испытывают разочарование.

В чем проблема?

В первую очередь, поговорим о такой вещи, как динамический диапазон. Это ни что иное, как способность камеры обеспечивать одновременную качественную прорпботку деталей и в тенях и в светах. Чем шире динамический диапазон, тем большее количество оттенков можно получить на фотографии.

Вроде бы, хорошо, когда камера имеет большой динамический диапазон! Но, с другой стороны, за все приходится платить. Давайте проведем небольшой эксперимент.

Возьмем «тусклую» фотографию осеннего парка в пасмурную погоду и попробуем придать ей яркие «мыльничные» цвета. Оригинальная фотография сделана на беззеркалку Olympus E-PM2 в режиме программной экспозиции (P).

Съемка
Камера с большим динамическим диапазоном

Почему фотографии получаются темными и бледными

В общем-то типичная ситуация — освещение хмурое, цвета преимущественно темные.

Камера с малым динамическим диапазоном

Почему фотографии получаются темными и бледными

«Долой уныние!» Цвета стали ярче, но что произошло с небом?

Анализ
Для анализа уровня экспозиции снимка посмотрим на его гистограмму.

Почему фотографии получаются темными и бледными

Попробуем ее расшифровать.

На гистограмме три ярко выраженных горки. Самая левая — это самые темные области (темно-зеленая листва, небольшой всплеск справа — желтые листья). Следующая горка — средние тона (более-менее светлые объекты, например, фонтан) и третья горка — небо. Гистограмма полностью уместилась в отведенный ей промежуток, который соответствует динамическому диапазону. Формально, фотоаппарат сделал все правильно (съемка велась в авторежиме).

Гистограмма яркого «лубочного» снимка приобретает такой вид:

Почему фотографии получаются темными и бледными

Почему у гистограммы всего две горки, а не три? А вот почему!

Почему фотографии получаются темными и бледными

На небе ставим крест, зато (есть такое плохое слово — «зато») получаем лучшую проработку теней.

В итоге мы имеем приемлемо проэкспонированный передний план, но ради этого пришлось принести в жертву цвет и фактуру неба.

Коррекция и обработка
На самом деле, тусклые цвета — дело поправимое. В любом более-менее приличном редакторе есть функции регулировки яркости и контрастности, возможность осветления теней, после которой фотография приобретет вполне презентабельный вид:

Почему фотографии получаются темными и бледными

Можно попробовать осветлить тени и на «мыльничной» фотографии, но небо от этого не появится, как не старайся. Оно было безвозвратно утеряно еще внутри фотоаппарата.

Почему фотографии получаются темными и бледными

Надеюсь, данного примера достаточно, чтобы понять связь между динамическим диапазоном и такими параметрами как контрастность и насыщенность цвета. Пусть фотографии с зеркалок и беззеркалок иногда кажутся чрезмерно тусклыми и унылыми, но в них заложен гораздо больший потенциал по цветовой и тональной коррекции, чем в «ярких и цветастых фотках» с мыльниц.

— Я не хочу обрабатывать фотографии. Хочу чтобы они сразу были яркими!

Не вопрос! У любой камеры есть настройки стиля изображения. Вы можете увеличить яркость, контрастность, насыщенность, цветовой оттенок — уделите время прочтению инструкции к камере, там написано, как это сделать.

Пример:

Меню «Стиль изображения» в зеркалке Canon EOS 5D

Почему фотографии получаются темными и бледными

Настройка предустановки «Стандартно»

Почему фотографии получаются темными и бледными

Еще, я рекомендую воспользоваться следующими советами:

  • Не доверяйте экранчику камеры, он часто показывает фотографии красивее, чем есть на самом деле. Это маркетинговая уловка — придя в магазин за фотоаппаратом покупатель с большей долей вероятности купит тот, что покажет на экране более красивую и цветастую картинку.
  • Оптимальные настройки стиля изображения подбирайте опытным путем. То что прописано как «портрет», «пейзаж», «нейтральная» — далеко не всегда обеспечит тот результат, что вам нужен. Не стесняйтесь менять настройки этих стилей. Контролируйте результат на компьютере с хорошим монитором.
  • Не злоупотребляйте повышением контрастности — это может уменьшить динамический диапазон.
  • Чрезмерное увеличение резкости может повысить уровень шумов.
  • Не забывайте про баланс белого! Неправильная установка ББ может сильно исказить цветопередачу, поставив крест на всех ваших усилиях. Автоматический баланс белого корректно работает не всегда. Самый точный способ выставить ББ — воспользоваться специальной серой картой, либо крышкой объектива с белой матовой вставкой — для этого следует воспользоваться функцией «Ручной баланс белого» (читайте пинструкцию к камере).
    Почему фотографии получаются темными и бледными
    Крышка с матовой вставкой для установки ББ
  • Основной внутрикамерный инструмент, который позволит оценить, правильно ли вы все сделали — гистограмма. У многих аппаратов она может выводиться на экран до съемки. Не давайте ей «упираться» в сторону светов, иначе рискуете потерять небо (и другие светлые объекты). Лучше чуть недосветить снимок, чем его пересветить.
  • Воспользуйтесь функцией экспокоррекции, чтобы «загонять» гистограмму в отведенные ей рамки. Если снимаете в ручном режиме, функция экспокоррекции работать не будет — вместо нее корректируйте значение выдержки или диафрагмы.

Если все это вы считаете слишком трудоемким, либо, когда вам все это надоест, попробуйте снимать в RAW и потом в спокойной обстановке приводите цвета и уровни к желаемому виду на компьютере.

Автор: Артем Кашканов

Почему фотографии получаются темными и бледными
Почему фотографии получаются темными и бледными
Почему фотографии получаются темными и бледными
Почему фотографии получаются темными и бледными

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
EnglishGermanRussian

Посетители сайта