Постоянный свет и его использование

В последнее время, с появлением новых фотокамер, позволяющих снимать на высоких значениях ISO без значительных потерь качества, наблюдается устойчивый рост интереса фотографов к работе с постоянным светом.

Надо сказать, что изначально именно постоянный свет был основным в фотографии. И он применяется до сих пор в таких известных студиях, как Harcourt.

В этой статье я хотел бы поделиться своим взглядом на работу с постоянным светом, рассказать о некоторых особенностях, которые необходимо учитывать, если вы решите попробовать этот тип освещения.

Основное и главное достоинство постоянного света – это возможность более тонко управлять им, нежели импульсным светом, а также его наглядность. Вы сразу видите почти (почему почти – я расскажу ниже) то же самое изображение, которое получите при съемке на свою камеру.

1. Источники постоянного света.

Лучшими, по моему субъективному мнению, являются источники постоянного света на старых добрых галогенных лампах. Дело в том, что раскаленная металлическая спираль, которая и испускает свет, дает непрерывный спектр электромагнитного излучения.

Преимущества источников постоянного света на галогенных лампах: непрерывный спектр излучения, что дает индекс цветопередачи CRI (Color Rendition Index) практически 100%.

Недостатки источников света на галогенных лампах: большое энергопотребление, в результате сильный нагрев корпусов источников света, необходимость соблюдения мер пожарной безопасности и техники личной безопасности для предотвращения ожогов. Также недостатком ламп накаливания является изменение цветовой температуры света в зависимости от напряжения, подаваемого на спираль лампы. Напряжение может изменяться как случайно, например, при большой нагрузке на электрическую сеть, так и намеренно диммером или другими регуляторами, с целью получения специальных эффектов.

В идеале, для того чтобы получить стабильную цветовую температуру, нужно использовать мощные стабилизаторы напряжения, что и делается в дорогих профессиональных студиях, таких как  Harcourt.

Для мощных источников света нужно использовать специально разработанные для них жаростойкие модификаторы света.

Ярким представителем, выпускающим профессиональное оборудование с использованием галогенных ламп, которое можно использовать для фото- и видеосъемки, является фирма Dedolight. Есть похожие аналоги и у китайских производителей.

Постоянный свет и его использование

На второе место я бы поставил источники постоянного света на светодиодах. Их спектр близок к непрерывному, но с небольшими локальными провалами в спектре.

Преимущества светодиодных источников: низкое энергопотребление, возможность изготовления светодиодов с различной цветовой температурой испускаемого света (даже в одном источнике). Светодиодные источники света пожаробезопасны и не требуют специальных жаростойких модификаторов света. В целом, источники на светодиодах имеют большие перспективы, особенно с появлением новых сверхмощных светодиодов (100 – 200 Вт), что сделало возможным промышленное изготовление мощных источников света, близких к точечным. По световому потоку они сравнимы с галогенными лампами. Светодиоды питаются от источника постоянного тока, поэтому они лишены такого недостатка, присущего дешевым люминесцентным лампам, как пульсация с частотой полупериода сети переменного тока (25 Гц).

Постоянный свет и его использование

Недостатки светодиодных источников: небольшие локальные провалы в спектре излучения. Пока еще недостаточная интенсивность светового потока, по сравнению с источниками на галогенных лампах.

На третье место выйдут источники освещения на специальных (подчеркиваю, именно специальных) люминесцентных лампах, сконструированных таким образом, чтобы обеспечить минимальные провалы в спектре излучения. Стоят такие лампы недешево. Кроме того, в таких источниках используются пускорегулирующие устройства, преобразующие переменный ток с частотой 50 Гц в ток с частотой несколько десятков килогерц. В результате практически полностью исчезает неприятный эффект мерцания, присущий дешевым лампам, а также эффект нестабильности баланса белого от кадра к кадру.

Достоинства источников на люминесцентных лампах: меньшее энергопотребление и нагрев, по сравнению с лампами накаливания. Легкость создания источников равномерного мягкого света относительно большой площади (за счет большой излучающей поверхности самих ламп).

Недостатки источников на люминесцентных лампах: прерывистый спектр у ламп среднего ценового диапазона, более низкий индекс цветопередачи, чем у светодиодов, использование ртути в лампах, в результате, необходимость соблюдения специальных мер безопасности.

Панели на люминесцентных лампах профессионального качества выпускает фирма Kino Flo.

Бюджетные источники постоянного света на люминесцентных лампах я считаю непригодными для качественной фотосъемки в силу следующих причин: прерывистый спектр излучения, в результате чего искажается цветопередача (многие оттенки просто отсутствуют). Причем, это практически невозможно исправить балансом белого и прочими регулировками. Немного помогает создание пользовательского профиля с помощью Color Checker Passport, но и это не решает проблемы, так как если провалы есть в спектре падающего света, то они будут и в отраженном, а камера воспринимает именно отраженный свет.

Вторая причина: пульсация интенсивности светового потока с частотой полупериода электрической сети. Об этом уже было написано выше.

Для примеров, использованных в статье, я использовал источники постоянного света на галогенных лампах.

2. Настройки камеры для съемки.

При съемке с постоянным светом нужно учитывать следующие моменты при настройке фотокамеры.

Контроль выдержки. Для предотвращения шевеленки и смазывания изображения выдержку нужно устанавливать не длиннее, чем 1/Фр * К, где Фр –фокусное расстояние объектива в мм, К – величина кроп-фактора для вашей камеры.

Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 85 мм расчетное максимальное время выдержки для полнокадровой камеры будет 1/85 с, а для камеры с кроп-фактором 1,6 уже 1/136. Естественно, эти значения нужно округлить в сторону более короткой выдержки, до ближайшей стандартной.

Хотя, должен заметить, что небольшая шевеленка и легкий смаз в фотографии с постоянным светом довольно часто используются и как художественный прием. Поэтому если вы апологет бритвенной резкости, вас ждет глубокое разочарование.

Если вы используете объектив или камеру с функцией стабилизации изображения, то сможете выиграть до 3-4 ступеней экспозиции, то есть, снизить ISO, скажем, со значения 1600 до значения 200. Правда, при этом нужно будет просить модель замирать на несколько секунд, прежде чем сделать кадр. Иначе, стабилизатор ничем не поможет.

Использование светосильных объективов также поможет вам снизить значение используемого ISO, так как помимо высокой светосилы, премиум-объективы обладают еще и более высоким светопропусканием за счет более высокого оптического качества стекла и просветления.

Можно также использовать и штатив, но в этом случае нужно помнить, что вы ограничиваете свою мобильность в плане быстрой смены точек и ракурсов съемки. Кроме того, модель должна будет некоторое время сохранять полную неподвижность, что может сказаться на эмоциях и динамике кадра.

Диафрагма: при съемке с постоянным светом возникает необходимость использования более широких диафрагм, чем при импульсном освещении. Дело в том, что вы не сможете снимать при постоянном освещении с такими значениями диафрагмы, как при использовании импульсного света (f/11 – f/16). Точнее, снимать-то можно, но придется применять либо очень мощные источники света, суммарной мощностью с десяток-другой киловатт, либо сильно увеличивать выдержку и поднимать ISO. Для меня неприемлем ни один из вариантов.

Конечно, если вы снимаете статичные объекты со штатива, например, предметы, то можете устанавливать сколь угодно длинные выдержки и узкие диафрагмы, также как и минимальное ISO. В данном же случае речь идет о съемке людей.

Обычно я снимаю с постоянным светом, используя диафрагмы не уже f/4. Довольно часто снимаю на диафрагмах f/1.2 – f/1.4.

Значения ISO. Обычно при постоянном свете приходится использовать более высокие значения ISO, если необходимо держать диафрагму и выдержку в заданных пределах. Поэтому следует определить для себя, до какого значения ISO ваша камера может снимать без существенных потерь качества. Для любительских камер с матрицей APS-C это, как правило, значение ISO 400-800, для современных полнокадровых камер это может быть значение вплоть до ISO 6400.

Если вы снимаете светосильным объективом на открытой диафрагме или используете стабилизатор в камере, объективе, то сможете снимать на более низких ISO.

Баланс белого. Устанавливайте баланс белого согласно цветовой температуре используемых источников. Идеальным вариантом будет установка баланса белого по серой карте непосредственно в камере.

3. Особенности установки света

Съемку с постоянным светом желательно проводить в помещении, где есть возможность изоляции от внешнего освещения, то есть, на окнах должны быть плотные черные рулонные шторы либо иные устройства, отсекающие внешний свет. Также необходимо выключить все посторонние источники света, не имеющие отношения к съемке.

Многие, кто начинал снимать с постоянным светом, сталкиваются со следующей проблемой: изображение получается гораздо более контрастным (очень яркие блики, проваленные тени), чем его видит наш глаз.

Это вызвано тем, что наш глаз способен воспринимать гораздо более широкий диапазон яркостей, чем сенсор фотокамеры. Поэтому нужно настраивать освещение сцены таким образом, чтобы визуально контраст казался несколько сниженным. Через некоторое время вы приобретете необходимые навыки.

Хорошим решением будет использование флэшметра в режиме замера постоянного света.

Постоянный свет и его использование

4. Практические примеры использования постоянного света.

Постоянный свет и его использование

Один источник постоянного света Dedolight DLHM4-100. Выдержка 1/125 с, диафрагма f/3.2, ISO 1600.

Постоянный свет и его использование

Один источник постоянного света ARRI 650.  Выдержка 1/125 с, диафрагма f/4, ISO 1000

Постоянный свет и его использование

Один источник постоянного света Dedolight DLHM4-100.  Выдержка 1/250 с, диафрагма f/2, ISO 200

Постоянный свет и его использование

Источник постоянного света LED панель + отражатель.  Выдержка 1/160 с, диафрагма f/3.2, ISO 400

Постоянный свет и его использование

Источники постоянного света: RAYLAB XENOS RH-1000 c софтбоксом 60х60 см рисующий, Dedolight DLHM4-100 моделирующий.  Выдержка 1/320 с, диафрагма f/1.4, ISO 640

Попробуйте снимать с постоянным светом. Если вам это и не понравится, то все равно будет очень полезно для развития навыков фотосъемки и установки света.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Посетители сайта