Профессиональный фотограф — кто это такой?

Мне регулярно приходят сообщения в социальные сети и мессенджеры с вопросом — «Какой фотоаппарат/объектив вы посоветуете как профессиональный фотограф». Причем, упоминание слова «профессиональный» в свой адрес я слышу и читаю регулярно, это дало повод задуматься, что именно делает фотографа профессиональным. Я задал подобный вопрос поисковой системе и обнаружил, что эта тема есть практически на любом форуме, посвященном фотографии, то есть, есть те, кому это важно знать. Ключевые моменты этих обсуждений я выношу в данную статью и дополняю своими комментариями.

Сразу предупреждаю, что статья не слишком серьезна. Я ее пишу скорее для собственного развлечения, нежели ради какого-то практического смысла.

фотограф photo

Фотограф, снимающий за деньги

При таком раскладе, любой новичок, взявший в руки камеру и получивший свой первый заказ на съемку, к примеру, какого-либо семинара или корпоратива может смело объявить себя профессиональным фотографом. А что, звучит! Пусть даже гонорар составил пару тысяч рублей, а результату далеко до совершенства, зато уже можно «гнуть пальцы» на форумах, мол, я профессионал 🙂

С другой стороны, не все представляют обратную сторону медали подобного профессионализма. Если ты снимаешь за деньги, ты должен выполнить работу со 100% гарантией качества. Даже если с утра в день съемок проснулся с температурой 38 и головной болью. Или во время съемок сломалась камера, умерла флешка или разбился объектив. Вот в таких ситуациях сразу становится видно, кто настоящий профессионал, а кто просто «нацепил орла и думает, что сам орел» 🙂

Кстати, что касается поломки камеры во время съемки — настоящий профессионал всегда имеет хотя бы одну запасную (и объектив, соответственно). И использует в работе камеры с 2 флешками для дублирования материала. А чтобы это купить, возможно, придется продать автомобиль. Это в первую очередь пишу тем, кто хочет за 50 тысяч купить камеру с объективом, чтобы зарабатывать на свадьбах — просто задуматься.

фотограф photo

Человек, знающий характеристики всех современных фотокамер/объективов

А заодно знающий, где это продается, по какой цене и где «не обманут» и не подсунут ерунду. И еще он владеет секретной информацией о некоем «волшебном фотоаппарате», который при стоимости 30, 40, максимум 50 тысяч рублей позволит фотографировать ВООБЩЕ все с профессиональным качеством и при этом помещаться в карман куртки 🙂 Возможно, многие читатели сайта представляют меня именно таким — я сужу по обилию однотипных вопросов, которые мне задаются по почте, в соцсетях, иногда даже по телефону. Так вот, спешу расстроить — я не он. Я уже давно не слежу за новинками среди мыльниц, да и новости про обновления зеркалок и беззеркалок читаю «по диагонали».

Профессиональный фотограф действительно должен быть курсе современных технологий и веяний в мире фототехники, однако он не обязан следить абсолютно за всеми новинками, особенно в тех нишах, которые не представляют для него интереса (например, любительская техника).

фотограф photo

Человек, имеющий профессиональную камеру и объектив и умеющий этим пользоваться

Это действительно дает большие преимущества но с одним условием — человек умеет этим пользоваться. Не просто включить авторежим и получать приемлемый результат, «выезжая» на возможностях матрицы/оптики, а выжимать из техники тот максимум, на который она способна. А максимум можно выжать только при съемке в RAW в ручном режиме. А это уже предполагает некий уровень профессиональной подготовки. Не секрет, что если человек, снимавший прежде на смартфон, возьмет в руки профессиональную камеру с хорошей оптикой, результат будет не намного лучше, чем на смартфон.

При таком раскладе остается невыясненным вопрос, каким образом некоторым фотолюбителям удается заснять на недорогую зеркалку с китовым объективом фотографии (иногда даже смартфоном), которые побеждают на престижных конкурсах? То есть дело не только в уровне техники и способности использовать ее возможности, но и в банальном везении. Повезти может любому, но чем больше у человека опыта, тем чаще ему везет 🙂

Есть категория фотографов, которые умея работать с RAW, отдают предпочтение именно формату Jpeg. В этом я не вижу ничего плохого, особенно, если камера имеет хороший внутрикамерный Jpeg, а фотограф умеет фотографировать в Jpeg так, что потом не приходится что-то вытягивать или регулировать. Вот эти люди в большинстве своем действительно ценные и востребованные специалисты, особенно если заказчику нужно получить результат «сразу же», например, репортаж для новостной хроники.

фотограф photo

Человек, снимающий такие фотографии, которые нравятся зрителям

Прежде всего возникает вопрос — как оценить, насколько фотография понравилась? Наиболее привычным современному поколению фотографов является популярность их фотографий в соцсетях. Чем круче фотография, тем больше она соберет «лайков». Только вот в чем вопрос — «а судьи кто?» 99% друзей и подписчиков, которые ставят эти «лайки» зачастую не имеют никакого отношения к фотографии и не могут адекватно оценить ее а просто ставят «сердечки» по старой дружбе. Причем не важно, что на фотографии — закат, снятый на смартфон через оконное стекло, котик на коврике, цветочки на клумбе, селфи — все под одну гребенку. В итоге, у кого больше друзей в соцсети, которые ставят лайки, тот более крутой фотограф 🙂

Вывод — практически любая фотография найдет своего зрителя. Снимаете пейзажи — хорошо. Снимаете котиков — тоже хорошо. Цветочки — великолепно! Своих маленьких деток — замечательно! Причем те, кто лайкает «котофотки» скорее всего, сочтут черно-белые пейзажи признанных мастеров Ансела Адамса или Майкла Кенны скучными и унылыми. Но если вы со своими котиками и цветочками придете на какой-то серьезный тематический фоторесурс, вас там скорее всего помидорами закидают 🙂

Количество «лайков», «реков», «репостов», которые собирают фотографии в интернете если и можно расценивать как показатель профессионализма автора, то очень косвенный, так как он сильно зависит от раскрученности аккаунта и количества подписчиков.

фотограф photo

Человек, умеющий хорошо работать в Фотошопе

В «фотошопе» можно из всего сделать конфетку — в этом уверены многие. Кто-то тратит немало времени и денег, чтобы освоить ретушь в Фотошопе, смотрит многочисленные видео по обработке, где корифеи обрабатывают фотографии, сделанные на профессиональную технику в хорошо оснащенной студии. Естественно, посмотрев урок, мы пытаемся повторить на своих фотографиях, но далеко не всегда получаем «вах!» какой результат. Разница в том, что «крутой» фотограф еще до момента нажатия кнопки спуска знает, какой результат получит на выходе и какая с ним должна быть произведена обработка, а не пытается в Фотошопе сделать из г… конфетку.

Бывает, что при обработке фотографий в Фотошопе некоторые фотографы теряют чувство меры и рожают такие «шедевры», на которые без слез не взглянешь. Особенно этим грешат начинающие свадебные фотографы, снимающие «за недорого», пытаясь компенсировать постобработкой недостаток опыта в области фотосъемки. Как ни странно многим клиентам это нравится. По всей видимости, это поколение, чьи художественные вкусы были воспитаны Инстаграммом. Но спрос рождает предложение, ничего не поделаешь! И коли есть спрос, образовалась некая каста фотографов-пресетчиков (от preset — предустановленный набор настроек, испорльзуемых при обработке) — без глубокого понимания смысла ретуши они прогоняют отснятый материал через пресеты в лайтрум или другой программе и получают на выходе результат, который устраивает клиента. А что, удобно — идешь в городской парк с фотокамерой, ноутбуком и принтером и предлагаешь услугу «моментального фото». И как ни странно, желающие находятся!

Не стану спорить, что фотограф обязан уметь работать в Фотошопе (или другой программе для обработки фотографий). Хотя бы на базовом уровне — подредактировать уровни и кривые, выровнять завал горизонта, убрать блики, заретушировать проблемные участки кожи. Но согласитесь, все эти действия в большинстве случаев нужны в том случае, если при съемке допущены ошибки. Может лучше научиться фотографировать так, чтобы потом не нужно было фотошопить?

Автор: Артем Кашканов

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Посетители сайта